Главная

voskl-znak

Готовитесь к налоговой проверке? Этот материал для вас!

Не так страшна камеральная проверка, как выездная - гласит мудрый бухгалтер.  Выездные проверки, в отношении конкретной организации, проводятся не так часто, камеральные – регулярно. Камеральные проверки практически всегда заканчиваются положительно для налогоплательщика, выездные – никогда. Даже если в учете полный порядок, ревизору с пустыми руками негоже появляться перед начальством.

 Приведем небольшой пример из нашей практики.

В ходе выездной налоговой проверки контролеры не нашли ни одного нарушения. Следует сказать, что организация находилась на упрощенной системе налогообложения. Найти нарушения было практически невозможно. За время проверки, сложились доверительные отношения с проверяющими инспекторами. Поэтому они откровенно нам признались, что руководитель не подписывает акт проверки, в котором нет никаких замечаний. Исходя из соображений, что такое не возможно в принципе – это, во-первых. А во-вторых,  нельзя таким образом закрывать проверку. В акте обязательно должны быть отражены найденные нарушения.

Долго нас уговаривали, чтобы в акте, с нашего согласия, указали хоть какое-то нарушение. В итоге руководство организации уже согласилось пойти им навстречу. Ну а мы, согласились, чтобы в акте написали «грубое нарушение правил бухгалтерского учета». На этом проверка и закончилась. Штраф наложили на организацию в размере 5 тысяч рублей.

Парадокс заключается в следующем: каким образом организация, которая не обязана вести бухгалтерский учет, могла нарушить его правила, да еще таким грубым образом? Тем не менее, контролеров такая формулировка устроила.

Ну а теперь рассмотрим, как обычно проходят налоговые проверки.

 

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка является обязательной, она проводится по каждой декларации и по каждому расчету, представленному в налоговую инспекцию.

Продолжительность проверки составляет три месяца. Если инспектор в течение этого срока находит нарушение, то имеет полное право привлечь налогоплательщика к ответственности.

В ходе камеральной проверки, при возникновении вопросов, инспектор может запросить дополнительные документы и пояснения. В этом случае, организация должна представить в установленные сроки – 5 календарных дней, заверенные копии требуемых документов.

Когда дело касается больших объемов, возникает вопрос, каким образом представить копии документов. Обязательно ли следует заверить каждую копию, или достаточно заверить сшивку документов?

 

 Всем известно, что в соответствии с ГОСР Р 51141-98, заверенной считается копия, если на ней стоит живая печать организации, подпись должностного лица, расшифровка подписи.

Сшивка, с точки зрения правильности оформления копий документов, не будет соответствовать требованиям, т.к. ни один документ не будет должным образом заверен. И, исходя из этого, эксперты советуют заверять каждый документ, во избежание претензий со стороны инспектора и штрафов за непредставление документов, в размере 200 рублей за каждый документ.

Однако мы, исходя из своего опыта, можем сказать, что ни разу не встречали инспектора, которых бы наложил на организацию штрафные санкции, если документы не заверены должным образом, т.е. если заверена только сшивка.

 Более того, ни разу не было случая, чтобы инспектор оштрафовал за непредставление документов, если организация представила в срок, хотя бы часть испрашиваемых документов. Как правило, в этих случаях инспектор всегда идет навстречу налогоплательщику, и остальные документы можно будет представить позднее.

В этом случае, лучше будет, если организация заверит отдельно каждый документ, потому что все документы должны быть представлены в срок. А то, что инспектор идет на встречу, и соглашается с тем, что некоторые документы будут представлены позднее, это личная инициатива инспектора, жест доброй воли, поэтому, будет выглядеть странно, что часть документов сшита, а часть представлена без сшивки и заверена иным образом.

Законодательством предусмотрены случаи, в которых налоговый инспектор может попросить подтверждающие документы:

  • Для проверки полноты исчисления налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
  • Представление документов, предусмотренных НК РФ;
  • В декларации по НДС сумма налога предъявлена к возмещению;
  • Налогоплательщик пользуется налоговыми льготами.

Обычно, налоговый инспектор всегда звонит с просьбой забрать требование лично. Рекомендуем явиться в налоговую инспекцию и получить требование на руки. Потому что направленный по почте документ, может затеряться, не дойти, если организация фактически не расположена по адресу, указанному в документах, может дойти с большим опозданием и т.д.

Но в случае, когда инспектор не позвонил и, направленный по почте документ, организация получила с большим опозданием, паниковать не следует. В этом случае, прежде всего, следует связаться с инспектором по указанному в требовании телефону и объяснить ситуацию.  Как правило, этого бывает достаточно. Но если вдруг со стороны инспектора к вам возникли претензии, тогда советуем написать официальное письмо с объяснением причин несвоевременного представления документов и, если организация не успевает в установленный срок собрать документы, следует направить ходатайство о продлении срока.

В случае представления уточненной декларации, инспекция прекращает проверку первоначальной декларации, чтобы начать проверку уточненной. Это происходит, если инспекция еще не составила акт проверки. Даже в том случае, если ошибку в первоначальной декларации обнаружил инспектор и потребовал дачу пояснений, организация, среагировав, быстро подала «уточненку».

Если уточненная декларация представлена после составления акта, то производство по обнаруженному нарушению будет вестись и параллельно инспекция начинает проверку уточненной декларации.

 

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – налоговый контроль, направленный на проверку полноты исчисления и уплаты налогов.

Выездная проверка проводится по месту нахождения организации и охватывает, как правило, три года. Если налогоплательщик не имеет возможности предоставить место для проведения проверки, то в соответствии с по.1 ст.189 НК РФ, проверка может проводиться по месту нахождения налоговой инспекции.

Выездная проверка бывает выборочной, когда проверяется полнота исчисления конкретного вида налогов, и комплексной, в ходе которой, организацию проверяют полностью по всем видам налогов.

Как мы уже говорили в начале материала, по итогам выездной проверки контролеры обязаны доначислить налоги. Если не найдено нарушений значит, контролеры плохо подготовились к проверке и неквалифицированно провели предпроверочный анализ.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя или заместителя руководителя ИФНС. В решении указывается, по каким налогам будет проводиться проверка, период, а также состав группы, осуществляющей проверку.

Продолжительность проверки составляет два месяца, но если в ходе проверки появятся новые обстоятельства, проверку могут продлить до шести месяцев.

Также инспекторы могут приостановить проверку, вплоть до девяти месяцев. Причиной для приостановления выездной проверки являются: проведение экспертизы, истребование документов от иностранных партнеров, перевод документов и т.д. После возобновления проверки, она продлевается на оставшийся срок.

Недопустимо проводить повторную проверку по одному и тому же виду налогов за один и тот же период. Исключение составляют случаи, когда организация принимает решение о реорганизации или ликвидации, или если подается уточненная налоговая декларация, в которой налог ставится к уменьшению. Также повторную проверку могут провести на основании решения вышестоящего налогового органа, как контрольное мероприятие за налоговым органом, проводившим проверку.

При планировании выездных налоговых проверок, налоговые органы руководствуются Приказом от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Этим приказом утверждены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В нашем материале вы можете ознакомиться с критериями и оценить свои риски.

Если налогоплательщик не попадает ни под один из критериев (хотели бы мы лично на него взглянуть), гарантий, что таким образом он защищен от выездной проверки, к сожалению, быть не может.

 В ходе проверки, инспекторы могут дополнительно истребовать документы. Налогоплательщику на подготовку документов дается 10 рабочих дней. Если организация не успевает в срок подготовить документы, необходимо направить в инспекцию ходатайство о продлении срока подготовки документов с указанием причин. Такой причиной может быть отсутствие технических возможностей организации.

Если налогоплательщик документы не представил в срок, налоговый орган, в соответствии с пп.3 п.1 ст.31 НК РФ, вправе произвести выемку документов.

При выемке документов действуют следующие правила:

  • Должностное лицо, до начала выемки, предъявляет налогоплательщику Постановление о производстве выемки документов и предметов. Форма Постановления утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338@. Также должностное лицо обязано разъяснить права и обязанности присутствующих лиц.
  • Выемка производится в присутствии представителя организации и понятых. В качестве понятых могут выступать два физических лица, не являющихся сотрудниками налогового органа.
  • Составляется Протокол выемки документов.
  • Выемка документов должна проводиться в рабочее время.

В ходе проведения выездной налоговой проверки контролеры вправе проводить инвентаризацию имущества, осмотр всех имеющихся помещений и территорий налогоплательщика. Все эти мероприятия проводятся в присутствии понятых.

По окончании контрольных мероприятий составляется Справка о проведенной проверке, в которой отражаются предмет и сроки проведения проверки. Справка вручается представителю организации или направляется по почте.

Со дня составления Справки, в течение двух месяцев налоговые инспекторы должны составить Акт налоговой проверки, который, в течение пяти рабочих дней, вручается представителю проверяемой организации.

Налогоплательщик в течение 15 рабочих дней может предоставить в инспекцию возражения по Акту проверки. К оформленным в письменной форме возражениям организация может приложить документы, которые подтверждают обоснованность возражений налогоплательщика.

Руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции рассматривает документы и материалы проверки, возражения и принимает Решение по результатам проверки. Для принятия Решения законом предусмотрено 10 рабочих дней. В соответствии с п.1 ст.101 НК РФ срок принятия Решения может быть продлен до одного месяца.

Налогоплательщик, в соответствии с .2 ст.101 НК РФ, до вынесения Решения, вправе знакомиться со всеми материалами дела, включаю материалы дополнительных мероприятий, проведенных в ходе осуществления проверки.

Согласно п.3 ст.101 НК РФ, перед рассмотрением материалов, руководитель налоговой инспекции обязан:

  • Объявить, материалы какой проверки подлежат рассмотрению и кто будет их рассматривать;
  • Установить, все ли приглашенные для участия лица явились на рассмотрение материалов дела. В случае неявки, выясняется, извещены ли должным образом участники производства по делу и принимает решение либо о рассмотрении материалов в их отсутствие, либо об отложении рассмотрения;
  • Проверить полномочия представителя налогоплательщика, в случае его присутствия на рассмотрении материалов дела;
  • Разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности;
  • В случае отсутствия лица, присутствие которого необходимо, вынести решение об отложении рассмотрения материалов.

В ходе рассмотрения материалов дела, могут быть оглашены: акт налоговой проверки, материалы контрольных мероприятий, письменные возражения налогоплательщика. Налогоплательщик, в соответствии с п.4 ст.101 НК РФ, вправе, на стадии рассмотрения материалов, давать свои объяснения.

Руководитель налоговой инспекции, в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, устанавливает:

  • наличие нарушений налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах;
  • какой состав налогового правонарушения образуют выявленные в ходе проверки нарушения;
  • имеющиеся основания для привлечения налогоплательщика к ответственности;
  • обстоятельства, смягчающие, исключающие или отягощающие ответственность налогоплательщика за совершение правонарушения.

В случае, если необходимы дополнительные доказательства подтверждающие факт нарушения, в соответствии с п.6 НК РФ, налоговый орган может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля сроком, не превышающим один месяц.

По результатам рассмотрения материалов руководитель инспекции выносит решение:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • об отказе в привлечении к ответственности, за отсутствием фактов налогового правонарушения.

Решение вручается представителю налогоплательщика. В течение десяти дней, в соответствии с п.2 ст.139 НК РФ, налогоплательщик вправе подать апелляцию на решение налоговой инспекции в вышестоящий орган.

По истечении десяти дней, в случае отсутствия апелляционной жалобы со стороны налогоплательщика, Решение вступает в законную силу.

Если налогоплательщик подает жалобу на решение инспекции, то указанное решение вступит в силу только после того, как вышестоящий орган утвердит его частично или полностью.

Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке, налогоплательщик в течение одного года может обжаловать вступившее в силу решение инспекции.

Апелляция подается в инспекцию, которая вынесла это решение. В течение трех дней с момента получения жалобы, инспекция направляет ее вместе с материалами дела в вышестоящий налоговый орган.

В случае подтверждения вышестоящим органом решения ИФНС, налогоплательщик может готовить в арбитражный суд исковое заявление.

В случае, если налогоплательщик подает исковое заявление в арбитражный суд, минуя обжалование Решения в вышестоящем налоговом органе, суд не примет к рассмотрению иск.